Author Photo
Юлия Равковская

Главный редактор «Проводника»

Иностранные работники составляют значимую часть населения любой страны — на 2022 год в мире насчитывалось почти 300 млн таких работников, и масштабы международной миграции постоянно растут. Что такое трудовая миграция и по каким причинам она происходит? Почему людям так сложно принять «чужих» и что лежит в основе дискриминации в сфере трудового права? Из каких стран приезжает большая часть трудящихся и как происходит их ассимиляция в общество? Как нанять на работу иностранного гражданина и какая ответственность последует в случае нарушения законодательства? Об этом и многом другом — в нашей статье.

Что такое миграция населения и почему она происходит?

Смена места жительства свойственна многим, ведь один из главных мотивирующих факторов при переезде — улучшение социально-бытовых условий и качества жизни. Поэтому в каждом государстве можно встретить иностранных работников, т. н. «трудовых мигрантов», которые стараются ассимилироваться внутри местного общества и стать его полноценной частью. Если постараться дать емкое определение, то миграция — это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства, навсегда или на относительно длительный период. Соответственно, главный признак миграции — пересечение административных границ.

Перемещение внутри районов одного города миграцией не считается.

Виды миграции:

Внутренняя миграция — переезд населения между городами и поселениями внутри страны (город–село, город–город, село–город, село–село). Такой вид миграции (село–город) сегодня имеет решающее значение в связи с активно развивающейся урбанизацией, поскольку большая часть людей переезжает жить в города;
Внешняя миграция, иммиграция — переселение на временное или постоянное проживание в страну граждан других государств, т.н. межгосударственная миграция. Приводит к смешению населения по национальным, политическим, религиозным и другим признакам.

Теория миграционного процесса рассматривает перемещение людей как трехстадийный процесс:

  1. На первой — исходной — стадии происходит формирование территориальной подвижности населения.
  2. Вторая стадия — перемещение людей из пункта А в пункт Б.
  3. Третья стадия — завершающая, в ходе нее происходит приживаемость мигрантов на новом месте.

К сожалению, актуальных современных исследований по приживаемости мигрантов нет, при этом понятно, что рост приживаемости может рассматриваться как одна из самых перспективных задач миграционной политики страны, поскольку в перспективе это может оказать положительное влияние на экономику и в целом снизить социальную напряженность в этом вопросе.

Очевидно, разные категории мигрантов имеют разный уровень приживаемости и закрепления на новых местах жительства. Например, считается, что сельское население приживается лучше (при переезде из села в город), так как их уровень жизни повышается более часто и явно, нежели при смене места проживания среди горожан (например, переезд из одного города в другой).

Основными причинами переезда являются вопросы труда и занятости, поскольку работоспособное население не может найти в своем месте жительства профессию, которая бы соответствовала их квалификации или внутреннему запросу, включая запрос на хорошую оплату и достойные условия труда.

Стимулом международной миграции является дефицит рабочей силы в принимающей стране, обусловленный снижающимся уровнем рождаемости, другими причинами могут выступать внешние обстоятельства, такие как конфликты, войны или природные бедствия, вызванные в том числе изменением климата. Повышение доступа к информации в связи с развитием интернета и цифровых сервисов также может влиять на рост уровня миграции, поскольку чем больше информации публикуется в интернете, тем больше возможностей для комфортного переезда и адаптации.

Согласно Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей ООН, трудовой мигрант — лицо (трудящийся), которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (labour migration).

Одной из задач Международной организации труда (МОТ), согласно Уставу организации, является защита интересов трудящихся, работающих в других странах.

В прошлом году миграционные процессы России претерпели серьезные изменения: за 2022 год страну покинуло больше человек, чем въехало, о чем свидетельствуют данные из доклада Росстата о социально-экономическом положении страны. Тревожность внутри общества, связанная с геополитическими процессами, также не способствовала приросту иностранцев. Если сравнить данные с динамикой оттока населения за 2021 год, разница выглядит значительной — за первое полугодие 2021-го из страны уехало 191 тыс. представителей постсоветского пространства, а миграционный прирост превысил 200 тыс. человек. В 2022-м показатель «ушел в минус» и достиг отметки −39 тыс. человек.

Статистика по странам дальнего зарубежья выглядит не такой внушительной, но разница все-таки есть: страну покинуло 53 000 человек, а въехало более 31 000.

В общей сложности число уехавших увеличилось в 2 раза по сравнению с 2021 годом.

По данным ФСБ России, в 2023 году основной приток трудовых мигрантов произошел за счет приезжих из:

Узбекистана (630 859 человек);
Таджикистана (349 357);
Киргизии (172 591);
Армении (47 337);
Казахстана (34 783).

В январе – феврале 2023 года международный миграционный прирост в России — разница между выбывшими и прибывшими — составил 28 928 человек, что произошло за счет сокращения числа уехавших из России граждан.

Что будет, если число иностранцев продолжит снижаться? В материалах РАНХиГС говорится, что если бы из России уехали все иностранные работники, страна утонула бы в замороженных стройках, как это уже было 30 лет назад. Основная причина — острый дефицит рабочей силы, с которым вынужденно пришлось бы столкнуться. Отсутствие иностранных работников может привести к росту стоимости строительства и жилищного сектора, ведь спрос на жилье остается, а строить — некому.

Соответственно, миграция трудовых ресурсов — неотъемлемая часть современной мировой экономики, имеющая огромное влияние на развитие государств. Поэтому сокращение иностранной рабочей силы в России, которое мы наблюдаем сегодня, неспроста вызывает опасения у экспертов.

Согласно данным HeahHunter, сегодня в России наблюдается острый дефицит кадров: больше всего работодатели заинтересованы в привлечении линейного и массового персонала (курьеры, продавцы, специалисты колл-центров и так далее), а также синих воротничков — представителей рабочих, производственных профессий. В сумме это 74% от всех вакансий на hh.ru. Ещё 16% — это предложения для белых воротничков (маркетологов, бухгалтеров, финансистов, юристов, HR и других), а 10% — вакансии для ИТ-специалистов.

Если погрузиться в структуру спроса глубже и сравнить hh.индексы в разных профессиональных группах, становится ясно — уровень конкуренции среди работодателей выше всего в наиболее дефицитных сферах («Рабочий персонал», «Строительство и недвижимость», «Продажи», «Производство», «Транспорт и логистика»). И дело не в особенностях hh.ru, а в том, что сегодня людей действительно нет. Как нет и регионов с избыточными трудовыми ресурсами.

Для трудовых мигрантов, приезжающих в Россию по визе, Правительство ежегодно устанавливает квоту. В 2024 году на работу смогут принять больше 155 тысяч визовых иностранцев — это рекордное число за последние годы. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале правовых нормативных актов.

Нормативное регулирование в сфере миграционного законодательства

Миграционное законодательство России имеет свои особенности, обусловленные спецификой страны и правового статуса иностранных граждан. Источниками правового регулирования социально-трудовых отношений с трудящимися-мигрантами являются международные инациональные документы, направленные на упорядочение трудовых отношений. В рамках этих НПА прибывшие в страну мигранты могут на законных основаниях находиться на территории России и работать на основе заключенных с работодателем трудовых договоров.

Полный перечень НПА в сфере миграционного законодательства можно посмотреть на сайте Центра правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант.

Перечень основных нормативно-правовых актов (НПА), действующих в области регулирования трудовой миграции:

  1. Федеральный закон РФ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ от 12.09.2013 №800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
  3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 №1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»
  4. Приказ Минтруда России от 23.01.2014 №27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников»

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенное между странами СНГ в 1994 году, является одним из основных международных договоров, определяющих такую миграцию в странах, которые подписали документ. Соглашение определяет, как и на каком основании иностранные работники могут жить и работать на территории другого государства. Также соглашение направлено на обеспечение проведения скоординированных действий государств в области охраны труда, то есть на защиту здоровья работников во время заработков на территории другой страны. При этом документ не применяется к беженцам или вынужденным переселенцам, а также к тем, кто въехал в страну на короткий срок.

Основанием законного пребывания иностранного гражданина на территории России является наличие таких документов, как национальный паспорт, миграционная карта с отметкой о пребывании, отрывной талон уведомления и виза (при её наличии).

Как нанять на работу иностранного гражданина?

Мигранты трудятся во многих сферах экономики России, но больше всего иностранных граждан занято в строительном секторе, в жилищно-коммунальном (ЖКХ) и сельском хозяйстве. Как нанять иностранца в организацию и какой статус он может получить, приезжая в другую страну? По Федеральному закону от 25.07.2002 №115-ФЗ иностранный гражданин, приехавший в Россию, может иметь один из следующих статусов:

временно пребывающий визовый иностранец;
высококвалифицированный специалист (ВКС);
временно пребывающий безвизовый иностранец;
временно проживающий мигрант, в том числе получающий образование;
постоянно проживающий иностранец.

С 1 января 2023 года большинство трудовых мигрантов подлежит обязательному медицинскому страхованию (ОМС), также тем, кто учится в университете, необходимо разрешение на временное проживание для получения образования (РВПО). Оно выдается иностранцам или лицам без гражданства, которые учатся очно в государственных вузах. Соответственно, теперь работодатели могут принимать на работу зарубежных студентов без квот, патентов и разрешений на основании наличия РВПО. Оно выдается на весь период обучения и последующие 180 календарных дней и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность. После завершения обучения получивший РВПО вправе в течение 3-х лет обратиться за получением вида на жительство (ВНЖ) в упрощенном порядке без необходимости оформления РВП в РФ.

Мигрантов с разрешением на временное проживание принимают на работу вне квот, без патентов и разрешений, но они могут трудиться только в регионе временного проживания, в связи с чем есть сопутствующие ограничения по оформлению командировок для выезда за пределы области. Иностранцев с видом на жительство (ВНЖ), то есть «постоянных мигрантов», которые ассимилируются в обществе, принимают на работу в российские компании без патента и разрешений, для таких работников также нет ограничений и по служебным командировкам.

Высококвалифицированный специалист — это особая категория иностранных сотрудников, которых отличают по уровню дохода (зарплата должна быть не меньше 167 000 руб. в месяц) или категории работодателя. Чтобы принять на работу иностранного сотрудника высокой квалификации, работодатель должен самостоятельно подать ходатайство для разрешения на работу.

Основные требования, которые должен учесть работодатель, вступая в трудовые отношения с иностранцем:

мигранту должно исполниться 18 лет;
в трудовом договоре необходимо указать реквизиты разрешения на работу, патенты, РВП, РВПО, ВНЖ;
при приеме высококвалифицированных специалистов (ВКС) необходимо урегулировать вопросы оказания медицинской помощи на весь срок трудовых отношений.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции и обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По общему правилу с иностранцами заключают трудовой договор на неопределенный срок, за исключением некоторых случаев по срочным трудовым договорам по статье 59 ТК РФ. Гражданско-правовой договор может быть на любой срок, о заключении трудового договора или договора ГПХ с иностранцем необходимо уведомить МВД. Важно, чтобы пока действует трудовой договор, действовали все разрешения и документы иностранного сотрудника.

Нормы трудового права могут быть созданы на разных уровнях: федеральном, региональном, местном и локальном, однако их подавляющее большинство применяется на последнем локальном уровне — уровне конкретной организации, то есть работодатель, нанимающий иностранного работника, играет первостепенную роль в том, чтобы по отношению к этому работнику было выполнено соблюдение трудового права и обеспечены соответствующие условия труда и безопасности на рабочем месте.

С 2023 года работодатели платят страховые взносы за временно пребывающих в России иностранцев по общему тарифу, включая взносы на медицинское страховые, поэтому требовать с работников ДМС больше не нужно.

Запрещение дискриминации в сфере труда как принцип трудового права

Согласно статье №3 ТК РФ, каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

К сожалению, в реальном мире дискриминация встречается довольно часто и простых способов борьбы с ней все еще нет. Почему так происходит? Несмотря на существующие плюсы от приезда иностранных граждан, например, преодоление дефицита кадров и решение проблем с нехваткой рабочей силы, существуют и минусы от демографического прироста за счет миграции. Так, часть современного российского общества все еще достаточно ксенофобно настроена по отношению к приезжим, поскольку незаконно трудящиеся работники могут оказывать негативное давление на местные рынки и конкуренцию, создавая проблемы при трудоустройстве местного населения, в результате чего снижается уровень зарплат и усиливается нагрузка на сферу социальных услуг. Нередко возрастают конфликты со стороны местного населения из-за озабоченности ростом преступности или внутренней ксенофобией.

Тем не менее, миграционный потенциал стран, откуда в Россию прибывает большинство мигрантов, не бесконечный, и с развитием собственной экономики стран СНГ и ростом доходов населения желающих переехать в Россию будет становиться все меньше. К тому же, конкуренция за рабочие места между местным населением и приезжими во многом считается скорее мифом, чем правдой, поскольку речь идет о разных рабочих профессиях и должностях.

Не являются дискриминацией установление различий или предпочтений, которые обеспечены поддержанием оптимального баланса трудовых ресурсов, заботой о нуждающихся социальных группах или содействием в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ТК РФ).

Работники, считающие, что они подверглись трудовой дискриминации, могут обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального вреда.

Ответственность

Ответственность работодателя за прием на работу нелегальных работников или незаконное привлечение к трудовой деятельности регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

  1. КоАП РФ Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
  2. КоАП РФ Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках
  3. КоАП РФ Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Если вы взяли на работу иностранца без обязательных разрешений на работу или патента, придется выплатить значительный штраф. Под штраф можно попасть и в том случае, когда в течение срока действия договора с иностранным сотрудником его разрешительные документы перестали действовать.

Максимальное наказание по статьям может быть представлено в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей (для ЮЛ) либо административное приостановление деятельности на срок от 14 суток до 3-х месяцев.