Госдума с осени 2024 года активно занялась вопросами миграции. И последние месяцы можно озаглавить одной салтыковской фразой: «Не потерплю!». Запреты, наказания и выдворения — такие меры стали отражением новой миграционной политики, в которой явно усиливается жестокость и контроль.
Редакция «Проводника» решила разобраться, почему вводят новые законы о мигрантах, что стоит за стеной запретов и санкций и какой будет миграционная политика РФ.
Контекст
2 апреля 2024 года Владимир Путин на коллегии МВД поручил правоохранительным органам и специальным службам обновить миграционную политику. 1 октября 2024 года депутаты Госдумы внесли первые пять законопроектов по борьбе с нелегальной миграцией. Общей сложностью с начала 2024 года внесли уже 14 таких законов.
Теракт в «Крокус Сити Холле», который произошел незадолго до нововведений, — 22 марта 2024 года, считают катализатором начавшихся реформ. 14 из 15 арестованных в ходе расследования дела оказались гражданами Таджикистана. В результате это еще больше накалило отношения между странами: в апреле около 1 000 представителей Таджикской республики не смогли пройти погранконтроль, в ответ на это власти Таджикистана вручили российскому послу ноту протеста и посоветовали своим гражданам воздержаться от поездок в Россию.
Между волной новых законов о мигрантах и событиями «Крокусе» не стоит проводить прямую параллель. Нынешние законопроекты, выходящие друг за другом, — продолжение концептуализации миграционной политики России, предпосылки к которой появились еще в прошлом году. С октября 2023 года безвизовые иностранцы подают уведомление в МВД о начале трудовых отношений, ранее это делали только работодатели.
В 2012 и 2018 годах утверждали Концепции государственной миграционной политики, но тем не менее миграционное законодательство развивалась стихийно и не подвергалось такому жесткому контролю со стороны властей, считают эксперты. Виталий Левин, миграционный юрист в компании «МиграСтафф»: «В этом и кроются причины нововведений — навести порядок. Раньше с иностранной рабочей силой действовали точечно, применялись негласные практики. Теперь власти пытаются создать более прозрачные, контролируемые и предсказуемые условия для пребывания мигрантов. Есть желание снизить коррупционные риски, исключить нелегальную торговлю сертификатами и патентами, задать соответствие определенным стандартам.
В России ранее отсутствовала четкая и долгосрочная стратегия. Были попытки урегулировать отдельные аспекты. Нынешние законодательные изменения выглядят как попытка выстроить полноценную концепцию, начиная от ужесточения экзаменов для мигрантов, заканчивая реестром мигрантов-нарушителей».
Посредническим организациям запретили принимать экзамен по русскому языку
Нелегальный статус мигранта стал отягчающим обстоятельством при совершении преступлений
Для получения ВНЖ продлили обязательный срок брака до трех лет
Сайты с рекламой незаконных миграционных услуг будут блокировать
Ужесточили наказание на организацию незаконной миграции
Организацию незаконной миграции группой лиц отнесли к особо тяжким преступлениям
С 1 декабря начался эксперимент по сдачи иностранцами биометрии в аэропортах
Дети мигрантов не смогут поступить в школы без успешной сдачи тестирования по русскому языку
Также на обсуждение вынесли:
Отказ от патента и введение организованного въезда от работодателя
Образование как новое основание для получения ВН
Устную часть в экзаменах по русскому языку
Напротив законов власти аккуратно ставят ремарки (вероятно, чтобы обезопасить себя от неправильных интерпретаций жестких действий политики): цели запретить миграцию нет, есть только одна — «уместить ее в законные рамки», об этом заявляет один из главных авторов инициатив Вячеслав Володин.
Какие мигранты нам нужны
У всего есть причины. И часто, чтобы их понять, нужно обращаться к концептуальной части вопроса — что стоит за этим? Если судить по высказываниям политиков и депутатов, России не нужны «какие-то мигранты», ей нужны конкретные мигранты.
Признаки идеального мигранта:
- хорошо/ свободно знает русский язык;
- знаком с традициями и культурой;
- учится и работает официально.
«Если кто-то находится на территории страны, но не работает и не учится, то такое лицо должно покинуть РФ», — говорит Дмитрий Медведев
Об этом рассуждает и глава Совета по правам человека Валерий Фадеев: «Проблема не в том, что есть какие-то мигранты неправильной национальности. Проблема в том, что надо ответить на вопрос: какие мигранты нам нужны?»
Хороший вопрос, потому что традиционно самые большие миграционные потоки идут в Россию из Средней Азии, а это дешевая рабочая сила. И, как выражается Фадеев, такие мигранты нужны, чтобы выполнять «определенную работу»: от них ждут только выполнение трудовых функций, их попытки адаптироваться, например, перевезти семью в Россию, ударяются о непонимание и агрессию, которые проявляются и на государственном уровне: «…зачем они везут сюда семьи, детей? Чтобы им было удобнее жить? Но от этого жители многих регионов и говорят: а нам стало менее удобно жить».
Володин считает, что нужно отделить трудовую миграцию от переезда и создать изолированные рабочие территории, чтобы мигранты «не ходили где попало»: «Отработал — вернулся домой на родину. Нужен такой подход».
Депутаты от «Справедливой России» поддержали идею создания специализированных поселений для мигрантов, но предложили еще ряд собственных инициатив: срок пребывания мигранта должен укладываться в срок трудового договора, после его окончания работодатель должен обеспечить и проконтролировать выезд мигранта. Среди прочего — запрет на получение ВНЖ, переезд с семьями и смену работы. Такие жесткие меры власти объясняют стремлением к безопасности. Намерение благое, но сами высказывания и действия, как мы заметили выше, выглядят неоднозначно.
Виталий Левин, миграционный юрист в компании «МиграСтафф»: «Некоторые заявления со стороны отдельных политиков действительно создают образ мигранта прежде всего как потенциальной угрозы. Однако российские власти подчеркивают: основная задача — безопасность и предсказуемость, а не изоляция или дискриминация».
Фокус на качестве
Не надо долго думать, чтобы понять цели и задачи обновленной миграционной политики: от демпинговой рабочей силы хотят избавиться. Но сразу же возникает вопрос: через какое время ее захотят вернуть обратно? Из-за оттока мигрантов в строительстве уже не хватает 240 тысяч специалистов.
В Правительстве признают, что трудовая миграция развивает экономику, и осознают тонкую грань своих действий. Глава Хабаровского края, в котором с 2025 года планируют ограничить работу мигрантов в ряде сфер, рассуждает так: «Мы должны поднять ценность самой возможности работать у нас. Грань тонкая. С одной стороны — ужесточить требования к мигрантам. С другой — избежать дефицита рабочей силы».
«Ценность самой возможности работать » — важная деталь. Похожими мыслями делится и Владимир Путин, по его словам, в перспективе на российский рынок труда должны попадать профессионально подготовленные кадры, а часть тех, кто приезжает сейчас, должны остаться у себя. В качестве утешительного жеста Россия готова создать производство в республиках, откуда идут основные миграционные потоки (в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии) или загружать их предприятия заказами.
Перенаправление потоков с низкоквалифицированных на высококвалифицированных мигрантов заметна и по статистике выдачи документов. За девять месяцев 2024 года количество разрешений на работу в России для мигрантов возросло на 40%, а количество патентов снизилось на 100 тысяч. Также в 2025 году увеличат количество квот для визовых иностранцев по сравнению с 2024 на 50 процентов.
Иностранцы получают разрешения на работу. Их несколько видов в зависимости от категории мигрантов. Патенты выдаются безвизовым иностранцам, которые обычно и выполняют низкоквалифицированный труд. Квоты касаются визовых и высококвалифицированных рабочих, их количество устанавливается каждый год в зависимости от политической, экономической, социальной и демографической ситуации.
Параллельно с продвижением законов, которые явно заставляют мигрантов выезжать из страны, появляются высказывания о том, что Россия нуждается в иностранной рабочей силе: «Мигранты — это потребность. У нас очень напряженная демографическая ситуация. Мы живем в самой большой стране мира, но нас мало», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Противоречие объясняется просто: России нужны мигранты, но именно нелегальной миграции больше не будет — девиз четко проговорил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Александр Бударагин, руководитель группы юридической помощи «ОНЛАЙН» резюмирует причины реформ: «Во-первых, это необходимость упорядочения миграционных потоков, что связано с ростом миграции из стран СНГ и других регионов. Во-вторых, в последние годы усилился интерес к борьбе с нелегальной миграцией, что требует более жестких мер контроля. В-третьих, требуется повышение уровня квалификации мигрантов, что отражают потребности экономики, а также ориентация на привлечение высококвалифицированных специалистов».
Все от нелегала
Борьба с нелегальной миграцией, действительно, имеет смысл. Совет по правам человека озвучил проблему необоснованно массового завоза трудовых мигрантов: они привлекательны для бизнеса не только дешевизной труда, но и возможностью нарушать все трудовые и налоговые нормы.
В российском законодательстве много соблазнов для того, чтобы избежать официального трудоустройства мигрантов. По данным Центробанка РФ, именно в самых мигрантоемких отраслях — в строительстве и сфере услуг — сосредоточена наибольшая сумма неуплаченных платежей. Также проблему теневой занятости усугубляет высокий НДФЛ за краткосрочные трудовые договоры с мигрантами — 30%.
Поэтому новые законы направлены не только на самих мигрантов, но и работодателей. Виталий Левин, миграционный эксперт считает, что меры новой миграционной политике упростит контроль и сократит теневой рынок.
Организацию незаконной миграции, совершенной группой лиц, отнесли к особо тяжким преступлениям. За это теперь грозит лишение свободы от 8 до 15 лет и штраф до 5 миллионов рублей. Также за подделку документов мигрантам накажут суммой от 5 до 10 миллионов с конфискацией, а за повторное нарушение — от 10 до 60 миллионов.
Организованный набор по запросу работодателей может сократить административные барьеры для привлечения иностранных работников, сделав процесс более прогнозируемым и прозрачным, утверждает Александр Бударагин, руководитель группы юридической помощи «ОНЛАЙН»: «Это способствует целенаправленному закрытию дефицита кадров. Создание специализированных рабочих мест позволит точечно привлекать квалифицированных работников под потребности конкретных отраслей (например, IT, медицина, строительство)».
Нелегальная миграция порождает и проблему коррупции. Так, например, в ноябре 2024 года ректора Санкт-Петербургского реставрационно-строительного института (СПбРСИ) Александра Борзова арестовали за то, что он приглашал иностранцев на учебу, однако само обучение не проводилось.
Помимо прочего, нелегальная миграция вредит самим мигрантам. Они минимизирует контакты с органами и, как следствие, оказываются в незащищенных условиях. Также из-за страха перед законом иностранцы сокращают связи с местным населением, а социальная изоляция в свою очередь порождает криминальные настроения и повышает уровень ксенофобии.
Пока не подумали
Что касается минусов реформ: импульсивность принятых законов порождает сопутствующие проблемы и вопросы. Во-первых, перестроить миграционные потоки быстро не получится, высококвалифицированные специалисты не приедут завтра — их много никогда не было, а становится еще меньше.
В 2023 году численность ВКС составила около 32 000, что на 12 000 меньше показателей 2021 года.
Виталий Левин, миграционный юрист в компании «МиграСтафф»: «Россия конкурирует за ВКС с другими странами, где условия зачастую более привлекательны. Чтобы иностранные ВКС выбирали для трудоустройства именно Россию одной жесткости недостаточно: необходимо улучшать условия труда, предлагать интересные социальные пакеты и понятные перспективы».
Этот процесс может занять годы, а, значит, на рынке труда образуется дыра — трудовые мигранты покинут рабочие места и выйти на них будет некому. Так, в строительстве, ЖКХ, сельском хозяйстве уже наблюдается острый дефицит кадров. Россияне готовы выйти на освободившиеся места, но они требуют других зарплат и условий. А в нынешней экономической ситуации рост зарплат разгоняет инфляцию.
Во-вторых, не получится и быстро заполнить пробелы в системе. Особенно это касается закона о запрете детям мигрантов обучаться в школах без знания русского языка. Журналисты РБК обратили на это внимание Валерия Фадеева, главу Совета по правам человека: как оперативно создать учебные центры, найти учителей? Процитируем ответ для большей наглядности.
— Это сложный момент переходного периода. И я вам ответил, что трудности здесь возможны.
— Вы ведете работу с властями, чтобы эту работу ускорить и синхронизировать?— Ведем. Первая часть нашего предложения (детей без русского языка не пускать) выполнена, она проще. Вторая часть (создать учебные центры) гораздо сложнее, пока не выполнена. Мы будем на этом настаивать.
Вторая и самая главная часть — «пока не выполнена». Константин Затулин, первый зампред думского комитета по делам СНГ, раскритиковал закон. По его словам, он нарушает ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в котором сказано ясно: иностранные граждане получают образование наравне с гражданами России. Есть опасность, что появится большое количество несоциализированных людей — а это не решит проблему с безопасностью.
Мигранты не так опасны
Громкие заявления об опасности мигрантов — спорный аргумент. Константин Сердюков, демограф, Дальневосточное отделение РАН, в исследовании о преступности мигрантов пишет: «Считаем, что принимающее сообщество в России в целом склонно переоценивать уровень криминальной активности внешних мигрантов, завышать их общественную опасность».
Считается, что российское общество склонно переоценивать криминальную активность мигрантов. В публичном пространстве часто звучат резкие высказывания против их массового присутствия, а любое правонарушение с их стороны вызывает широкий резонанс. При этом позитивные аспекты миграции, например, вклад в экономику, остаются незамеченными в СМИ, что влияет на массовое сознание. Исследования показывают, что население воспринимает мигрантов как грязных, бедных и склонных к преступлениям людей, и в целом саму иммиграцию — негативно.
Но Сердюков в своем исследовании доказал преувеличение проблемы преступности мигрантов: за последние 10 лет они совершили от 1,7 до 2,1% из всех зарегистрированных и 3,3-3,9% преступлений из всех раскрытых. С 2020 года действительно замечен рост преступности мигрантов. Но в целом мигранты совершают преступления на 20% реже, чем граждане России: с 2019 по 2023 год мигранты совершили 1 050 преступлений на 100 тысяч человек, а граждане России — 1 314.
Эмоциональные же высказывания политиков только в лишний раз демонизируют мигрантов. Валерий Фадеев, глава Совета по правам человека: «Вот у меня вопрос: а нам нужны такие мамаши как граждане России? Нет, не нужны! Они никогда не социализируются. Они никогда не станут гражданами России по существу, а не формально. Нам нужны мигранты, которые действительно станут гражданами России, как мы с вами».
Их отчаянно обвиняют в нежелании адаптироваться. Но что сделано для их адаптации? В России нет никакой продуманной социальной политики для мигрантов. Люди приезжают, а что дальше — не ясно. Система «привезли-увезли» лишь повысит уровень ксенофобии и агрессивных настроений всех друг к другу: и мигрантов к россиянам, и россиян к мигрантам. Так как изоляция только больше пугает, а, следовательно, повышает уровень агрессии.
Лет 10 назад в Москве тоже была идея построить отдельные мигрантские рабочие городки — но что это, если не гетто? Сказали: «там будет порядок». Там не будет порядка, туда даже полиция не зайдет, cчитает Даниил Александров, социолог, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Известно, что для успешной интеграции мигрантам важно попасть в разнообразно устроенное сообщество, в котором есть люди разного статуса, разного возраста и семейного положения. В этом смысле мигрантские районы, в которых живут разные люди — бедные и богатые, семейные и несемейные, — лучше, чем просто бедные рабочие районы с однородным населением».
Поэтому если и создавать изолированные рабочие территории, то нужна продуманная система: стоит пересмотреть закон о въезде и выезде, наладить двусторонние отношения с отдающими странами, начать работать с мигрантами еще до их приезда. Но, к сожалению, проще наказать, запретить и выслать.
комментарий