Author Photo
Медиа «Проводник»

Редакция онлайн-журнала


Корпоративная культура присутствует в любой компании, даже если она не формируется сознательно. Она проявляется в действиях каждого сотрудника и руководителя. Сильная или слабая, структурированная или нет, она есть всегда. Но осознанное формирование культуры дает значительные преимущества: устойчивый рост и удвоение прибыли.

Редакция «Проводника‎»‎ разобралась в понятии и объясняет, что такое корпоративная культура, кто ее создает и каковы традиции российского бизнеса. 

Что такое корпоративная культура

Корпоративная культура — общее понимание ценностей и принципов компании. Она влияет на то, как сотрудники взаимодействуют друг с другом, принимают решения и воспринимают свои роли и обязанности. Это фундамент бизнеса, без которого невозможно выстроить эффективные процессы. 

Культура компании не поддается простым и понятным метрикам. Это глубокие традиции компании, проявляющиеся в символах, поведении и общих убеждениях. Известный психолог Эдгар Шейн в своей книге «Организационная культура и лидерство» выделил три уровня корпоративной культуры:

  • Артефакты — все, что можно увидеть: здание организации, оборудование, оформление офиса, форма сотрудников, правила поведения и официальные документы.
  • Ценности — убеждения и принципы, которые важны для сотрудников и определяют их поведение. Чтобы понять их, нужно знать, почему люди в организации ведут себя именно так, а не иначе.
  • Предположения — глубинные, часто неосознаваемые убеждения, которые влияют на то, как люди воспринимают свою работу и все происходящее в организации. Эти убеждения могут сильно влиять на их мысли, чувства и поведение и в конечном итоге формировать культуру организации.

По сути, корпоративная культура — это личность компании. Если бы можно было изобразить портрет вашего бизнеса, то у него были бы черты вашей корпоративной культуры. 

Кто или что создает корпоративную культуру

Живое воплощение корпоративной культуры компании — ее лидеры. Именно их поведение, решения и высказывания формируют культуру организации. Хорошие руководители следуют сознательным стратегиям: постоянно объясняют сотрудникам, каковы их общие ценности и цели; создают условия, в которых каждый мог бы почувствовать себя ценным и уважаемым, независимо от происхождения или личных особенностей. 

Но традиции не отменить. Прошлое организации, все ее успехи и неудачи, создает определенные правила и ценности, которые глубоко укореняются в сознании сотрудников.

Не менее важна и сфера деятельности — в каждой отрасли есть свои правила и ожидания, которые влияют на то, какие ценности и поведение считаются нормальными.

Также во многом культуру компании определяет культура страны. В китайских компаниях дарят подарки руководителям на все праздники. В Великобритании устраивают чайные перерывы для неформального общения. В Швеции не начинают рабочий день без «фиккона‎»‎ — короткой встречи для обсуждения планов. В России ценят отчеты и корпоративы. 

Какая корпоративная культура в России

Традиции


До революции предприниматели жили по христианским заповедям. Это привело к появлению таких черт ведения бизнеса, как забота о ближнем (патернализм) и общинность (артельность). Благополучие коллектива было важнее личной выгоды. 

После революции 1917 года предприятия в СССР стали не только местом работы, но и социальной ячейкой, обеспечивающей работников и их семьи социальным и культурным обслуживанием. Советские традиции сформировали у работников чувства привязанности к своему предприятию и единства с коллективом.


Также важной ценностью стало профессиональное развитие. Социалистическое соревнование стимулировало работников морально и материально: почти на каждом предприятии был «Музей трудовой славы», лучшие сотрудники получали почетные грамоты, их фотографии висели на доске почета. Коллектив сближали и неформально: чаепитиями, субботниками. 

Отчасти эти традиции и черты сохранились до сих пор. Ольга Голышенкова, президент Ассоциации «МАКО», выделила 5 национальных черт корпоративной культуры России:

  • Общность: люди ищут в компаниях заботу и чувство семьи, а не только индивидуальный успех.
  • Первопроходчество: инновации и открытие нового привлекают больше, чем просто лидерство.
  • Совместное движение: вовлеченность повышается, когда работа выполняется коллективно и с общим чувством ответственности.
  • Личное доверие: сообщества формируются на основе личных связей и доверия к конкретным людям.
  • Больше, чем я: люди работают интенсивнее, когда вовлечены в общую, масштабную цель, готовые сделать больше ради общего блага.

Современность

Опрос более 100 руководителей российских электроэнергетических, добывающих, перерабатывающих, финансовых и ряда других компаний показал, что в большинстве компаний (56%) преобладает индустриальная культура с иерархией и четкими инструкциями, но есть и элементы постиндустриальной культуры, при которой сотрудники обладают большей свободой. 

В 54% компаний преобладает бюрократическая культура — решения принимаются директивно, спускаются сверху. Однако в последние годы намечается сдвиг в сторону предпринимательской культуры, направленной на конкретные задачи и показатели.

Российской современной корпоративной культуре также свойственно следование четким ролям, даже при найме учитывают не столько профессиональные навыки, сколько сможет ли кандидат адаптироваться к нормам и регламентам. 

70% компаний имеют «сильную» корпоративную культуру, которая существенно влияет на сотрудников, но такая культура может быть неэффективной, так как замкнута и препятствует инновациям. Для успеха компаниям необходима «позитивная» культура, которая основана не на своде правил, а на миссии и этических принципах. Западные компании уже давно используют управление на основе ценностей, и этот подход становится все более популярным в России. Компании, декларирующие свои ценности, входят в рейтинги лучших работодателей.

Ценности крупных российских компаний, как и западных, часто схожи: уважение, инновации, честность, профессионализм и открытость. Этические ценности (уважение, честность) в российских компаниях преобладают над операционными. Однако зачастую декларируемая культура сильно отличается от реальной практики. Например, уважение на бумаге может сочетаться с грубыми высказываниями менеджеров, а работа в команде — с длительными бюрократическими процедурами.

Примеры корпоративных культур российского  бизнеса

Сбер: в основе культуры — человекоцентричность, которая реализуется через создание удобного для клиента мира и гуманизацию бренда. Однако на практике эта идея не всегда реализуется в полной мере.

«Норникель»: главное — корпоративная солидарность, с помощью программы «Цифровой инвестор» корпорация делает сотрудников совладельцами бизнеса, мотивируя их и повышая лояльность.

Т-банк: бизнес-миссия — клиентоориентированность, или «дофамин для клиентов», эта идея делает внутреннюю структуру компании более гибкой и оперативной.

Как укрепить корпоративную культуру

1. Нанимайте людей, разделяющих ваши ценности

Найм сотрудников, разделяющих ценности компании, критически важен для создания позитивной атмосферы. Важно не просто искать талантливых кандидатов, а тех, кто соответствует культуре организации.

Около 77% компаний проводят собеседования, чтобы оценить соответствие кандидата корпоративной культуре, что повышает удовлетворенность и продуктивность сотрудников.

2. Постоянно транслируйте ценности компании

Для роста компании важно, чтобы все сотрудники понимали и разделяли ее ценности. Важно регулярно обсуждать и внедрять ценности, используя различные каналы коммуникации, такие как собрания, рассылки и объявления.

3. Поощряйте сотрудников, воплощающих в себе культуру компании

Признание и вознаграждение сотрудников, демонстрирующих ценности компании, укрепляют командный дух. Мотивированные сотрудники, получающие признание, более лояльны и продуктивны.

91% HR-специалистов подтверждают, что вознаграждения повышают лояльность сотрудников. Это повышает вероятность удержания сотрудников на 63%.

Опора роста компании — не только бизнес-план, но и управление культурой. Устойчивые и прибыльные компании, такие как Google и Cisco, во многом обязаны сильным корпоративным традициям.