Нехватка квалифицированных работников наблюдается во многих профессиях. Чтобы удержать ценные кадры, компании все чаще обращаются к построению правильной корпоративной культуры и больше внимания уделяют психологическому состоянию работников.
Текучка кадров с каждым годом — все более распространенное явление, рынок труда становится конкурентнее, а требования к квалификации и профессионализму сотрудников постоянно растут, поэтому для устойчивого развития компании важно сохранять талантливых специалистов. В этом отношении необходима правильная корпоративная политика, которая формирует рабочую среду и влияет на создание благоприятных условий для работников.
Редакция «Проводника» разобралась в критериях правильной корпоративной политики и рассказывает о том, из чего она состоит и чем может быть полезна бизнесу.
Что такое корпоративная политика
Корпоративная политика — это совокупность нравственных и деловых принципов компании. Эти правила регулируют как внутренние отношения в организации — между сотрудниками, подчиненным и начальником, так и внешние — с заказчиками, клиентами, партнерами.
Генеральный директор ООО «Галерея Медиа Пенза» Ирина Калинина считает, что важным компонентом корпоративной политики является компетентность работника. За счет осведомленности в своей, а также смежных областях каждый сотрудник способен повысить эффективность всего отдела, что создает высокую репутацию работодателя и повышает уровень компании.
Корпоративная политика мотивирует работников, способствует коммерческому успеху организации: помогает наладить управление внутренними процессами, найти оптимальные способы достижения цели и преодолеть кризисы. Она действует внутри каждого предприятия, но только правильная корпоративная политика способствует развитию компании.
Почему корпоративная политика сегодня особенно актуальна
Ранее удержание сотрудников было не такой важной задачей. Это связано с меньшей конкурентностью на рынке труда: количество рабочих мест превышало спрос со стороны соискателей. Работодатели могли относительно легко найти замену уволившемуся сотруднику. Но сейчас, по данным HH.ru, срок закрытия вакансии вырос в 1,5 раза.
«Если раньше большинство вакансий закрывались в течение двух месяцев, то сейчас поиск может длиться и полгода, особенно это касается позиций для кандидатов с большим стажем работы, от шести лет и более. Найти таких специалистов, действительно, очень сложно. Так происходит, потому что у соискателей сейчас больше возможностей для выбора, они не принимают оффер моментально, сравнивают предложения работодателей и выбирают лучший для себя вариант. Поэтому компании соревнуются друг с друг другом: повышают зарплаты, предлагают наилучшие условия», — комментирует Полина Фомкина, HR-специалист в компании Edstein.
Раньше сотрудники редко меняли работу: переезд на другой конец страны или даже мира был более сложным процессом. К тому же карьерный рост чаще всего происходил внутри одной компании.
Изменился и рынок труда: экономические кризисы случались реже, и бизнес мог стабильно развиваться без резких изменений. Поэтому быстро реагировать на изменения и сохранять ключевых сотрудников было необязательно.
Однако в новых условиях корпоративной политике уделяется все больше внимания, что подтверждают и ученые Венского Университета Экономики и Бизнеса. По результатам их исследования, интерес компании к устойчивому развитию и корпоративной культуре повышает ее привлекательность для соискателей.
Удержание сотрудников значимо с экономической точки зрения. Замена работника может быть дорогостоящей процедурой — поиск нового кандидата, его обучение, адаптация требуют времени и ресурсов компании. Сохранение кадров также важно в социальном плане. Из-за увеличения спроса сотрудники при выборе места работы учитывают не только материальную составляющую, но и репутацию работодателя, условия труда, то есть обращают больше внимания на свой комфорт.
«Правильная» корпоративная политика: какая она
Компании развивают местное сообщество, участвует в благотворительных проектах и других формах социальной ответственности, что позволяет сотруднику делать выбор в их пользу. Например, «Роснефть» в рамках новой программы «Роснефть-2030» продолжит развивать экономику регионов, в которых компания ведет свою деятельность.
Наталия Мальцева, директор по персоналу «ЭГИС-РУС», отмечает важность конструктивного диалога между работодателем и сотрудником, а также внутри коллектива. Поэтому в компании планируется well-being-программа, в рамках которой создадут объединение коллег по интересам, проведут тематические вебинары и мастер-классы.
Это снижает стрессовые факторы для сотрудников, создает более комфортные условия для работы и способствует их удержанию. Например, в социальном кодексе и кодексе деловой этики «ЛУКОЙЛ» зафиксированы принципы отношений на основе партнерства, прозрачности деятельности и информационной открытости.
Методы и инструменты для создания правильной корпоративной политики
Основной стимул в корпоративной политике — экономический. Он универсален как для малого, так и для крупного бизнеса. К его инструментам относят:
- фиксированную заработную плату;
- бонусы и премии;
- материальную помощь;
- и другие критерии.
Например, Дмитрий Трепольский, директор PRonline, проводит систему материальных поощрений: при перевыполнении плана по заключению контрактов процент от каждой сделки сотрудник забирает себе.
Различия между крупным и малым бизнесом в основном возникают в неэкономических стимулах. Крупный бизнес имеет больший потенциал в морально-психологической мотивировке сотрудников. Их бюджет превышает количество возможных затрат небольших организаций. Например, они могут предоставить бесплатное качественное медицинское обслуживание, оплату фитнес-залов, зоны отдыха, а также организацию массовых мероприятий. Однако малый бизнес помогает сотруднику быстрее расти: низкий потолок таких предприятий дает возможность повышения за короткие сроки.
Корпоративная политика становится неотъемлемой частью организации, а в период нехватки кадров — необходимым фактором привлечения работников. Высокая заработная плата — уже не единственная причина выбора организации. Соискатели обращают внимание еще и на карьерный рост, бонусы и систему поощрений.
комментарий