Author Photo
Медиа «Проводник»

Редакция онлайн-журнала

Потери российских компаний из-за долгих совещаний достигают 8,7 триллионов рублей, подсчитали в Центре коммуникаций и цифровых решений Московской школы управления «Сколково». Там провели исследование эффективности систем управления отечественного бизнеса. Специалисты пришли к выводу, что количество переговоров и совещаний растет, но качество остается низким. По подсчетам аналитиков, половина сотрудников тратит на бесполезное общение в среднем по два часа в день. При этом руководители жалуются на рабочие встречи и совещания по малозначимым поводам.

C какими проблемами коммуникации сталкивается российский бизнес

Старший вице-президент PM Excellence Александр Кутузов: «Сталкиваемся с тем, что проектная команда перегружена совещаниями, согласованием. Часто встречи длятся несколько часов, в них участвуют несколько десятков, а то и сотни сотрудников. При этом в тех проектах, которые мы ведем, стоимость одного дня задержки часто превышает десятки, а то и сотни миллионов рублей. И тут даже дело не в стоимости самого рабочего времени, которое потрачено зря, а в том, что за это время участники проектной команды не решили вопросы. Первое — это плохая работа руководителя проекта, который просто не обеспечивает должную интеграцию. А второе — это банальное разделение ответственности при принятии решений».

Гендиректор завода «Элкат» Максим Третьяков: «Наверное, это еще производная размера компании. То есть у руководителя бизнеса с оборотом 30-50 млрд руб. в год не настолько много подчиненных, чтобы нельзя было поставить задачу и проверить ее исполнение. Многое зависит от квалификации топ-менеджмента, с этим, наверное, тоже проблемы. Может быть, в огромных компаниях, особенно с госучастием, руководитель не всегда имеет возможность формировать свою команду, кадры рекомендуются сторонними влиятельными силами. В моей практике этого нет».

По данным исследования, 90% сотрудников решают рабочие задачи совместно с коллегами, и только 10% работают преимущественно в одиночку. Тем временем неэффективная коммуникация внутри команды снижает мотивацию работников, из-за чего они чаще готовы уволиться. И для компаний в условиях дефицита кадров это может быть опасно, отметила консультант по развитию лидерства консалтинговой компании Ward Howell Любовь Назарова: «Мы сейчас достаточно часто слышим запрос руководителей на повышение навыков коммуникации и снятие барьеров профессионального взаимодействия.

Как влияет плохая коммуникация на производительность

Прежде всего, они могут привести к ошибкам в принятии решений: подразделения могут не обмениваться критически важными данными или замедляться. Кроме того, этот аспект может препятствовать свободному обмену идеями и предложениями. У сотрудников могут появиться сомнения в том, что у них есть возможность, не боясь критики или непонимания, доносить свои мысли.

Плохие коммуникации мешают привлекать кадры и ведут к росту текучки в компании. Можно отметить также снижение клиентского сервиса, это тоже очень сильно зависит от того, насколько сотрудники внутри согласованно работают.

Для решения этой проблемы я бы, скорее, призывала компании больше уделять внимание целеполаганию, разъяснению задач: зачем делает сотрудник эту работу. Потому что если такого понимания нет, замедляются и рабочие процессы, и снижается общая производительность команды».

Источник: Коммерсантъ