Размер заработной платы, а не дополнительные льготы и компенсации, остаётся ключевым фактором привлечения и удержания сотрудников на российском рынке труда, согласно исследованию, проведённому рекрутинговой компанией hh.ru. Работодатели продолжают включать в социальный пакет добровольное медицинское страхование (ДМС), психологическое консультирование и профессиональное обучение, хотя доля компаний, предоставляющих эти услуги, за последний год увеличилась незначительно. Это может свидетельствовать о том, что HR-специалисты не спешат адаптировать свои практики к изменяющимся условиям рынка труда.
ДМС, психолог и зарплата: чем еще мотивируют сотрудников
Доля компаний, предлагающих различные элементы социального пакета своим сотрудникам, за 2024 год практически не изменилась. Это говорит о том, что большинство работодателей по-прежнему считают повышение заработной платы наиболее эффективным способом привлечения и удержания сотрудников. Такой вывод можно сделать на основе опроса, проведённого рекрутинговой платформой hh.ru, в котором приняли участие 275 компаний и 1300 сотрудников.
Согласно полученным данным, ДМС остаётся ключевой составляющей программы поддержки сотрудников — о его наличии сообщили 43% представителей компаний. За год этот показатель вырос на 6 процентных пунктов. Две трети компаний, которые ещё не предоставляют такую программу, планируют внедрить её в ближайшее время.
Поддержка психологического здоровья работников менее распространена — элементы такой программы есть только у трети опрошенных компаний. Там, где она есть, работники могут получить психологическую помощь онлайн (12% опрошенных компаний) или консультацию у корпоративного психолога (10% компаний).
Скромная динамика показателей может свидетельствовать о том, что работодатели пытаются справиться с нехваткой кадров и высоким уровнем текучести (в 2023 году она достигла рекордных значений) путём повышения заработной платы.
Эксперты отмечают, что инвестиции в социальный пакет или бренд работодателя обошлись бы компаниям дешевле в пересчёте на одного сотрудника.
Дополнительные специальные инструменты удержания
Также не наблюдается значительного роста специальных инструментов удержания сотрудников, таких как программы карьерного развития. Программы повышения квалификации есть у 56% компаний, но за год этот показатель вырос только на 5 процентных пунктов. У 44% компаний есть программы наставничества и менторства, но здесь показатель даже сократился на 6 процентных пунктов. Доля работодателей, которые при создании новых рабочих мест отдают предпочтение внутренним кандидатам, составляет 37%.
Полученные данные могут указывать на дефицит компетенций у HR-специалистов, которые предпочитают использовать традиционные методы найма и удержания сотрудников вместо инновационных подходов. Однако очевидно, что в будущем интерес к «тихому найму» (поиск кандидатов без публикации вакансии на внешних платформах) будет расти. Этому способствует внедрение такого подхода крупными компаниями, такими как «МегаФон» и МТС, а также накопление информации о карьерных траекториях соискателей кадровыми сервисами, которую предприятия с меньшими ресурсами смогут использовать.
Источник: Коммерсантъ
комментарий