Со времен пандемии Covid-19 государство приняло решение, что многострадальное отечественное предпринимательство больше не должно находиться под таким жестким административным давлением, поэтому стандартные проверки были заменены на абсолютно новый вид надзора — контрольно-надзорные мероприятия.
Смена приоритетов надзора
В доковидные времена система госнадзора и контроля жёстко, а иногда чрезмерно применяла административный кнут. Основным инструментом контроля за соблюдением обязательных требований закона являлась полноценная проверка. Она имела не одну вариацию, а несколько: документарная, выездная, плановая и внеплановая. Независимо от этого чаще всего ее результатом являлся штраф.
Сегодня надзорное дело выглядит совершенно иначе. Действующая система контроля настроена на склонение и побуждение работодателя к добровольному исполнению обязательных требований. Другими словами, госнадзор должен не вызывать желание у подконтрольных лиц скрыть нарушения, а наоборот — показать их инспектору, который подскажет, как правильно их устранить и не допустить в будущем. С этим основным лейтмотивом был разработан и утвержден федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ. В нем были утверждены специальные инструменты, которые позволяют заниматься профилактикой нарушений и не доводить до наказания поднадзорного. К таким процедурам относятся следующие:
- информирование;
- консультирование;
- объявление предостережения;
- профилактический визит;
- самообследование.
Информирование и консультирование подконтрольных лиц в первую очередь направлены на уменьшения вероятности проведение обязательных контрольно-надзорных мероприятий. Эти базовые виды КМН служат своего рода сигналом для работодателя к самостоятельному выполнению требований закона до того как нарушение будет допущено.
С его помощью поднадзорного предостерегают от допущения нарушения и указывают, чтобы он своевременно отреагировал на это. В качестве примера-триггера, на который должна последовать немедленно реакция работодателя, можно привести вступление в действие новых обязательных требований. В связи с этим, работодателю за достаточно короткое время нужно актуализировать локальные нормативные акты (ЛНА). Такую примерную формулировку инспектор укажет в предостережении.
В рамках положений федерального закона №248-ФЗ работодатель может привести самообследование. При грамотном и умелом применении этого метода возможные нарушения практически найдут себя сами и будут выявлены. Метод очень помогает, особенно если в организации планируется проведение профилактического визита.
Эффективный профилактический визит
Среди всех оснований для проведения профилактического визита наиболее целесообразными будут следующие:
Стоит сказать пару слов про последний указанный повод для профилактического визита. Сам по себе лёгкий несчастный случай – это тот самый негативный исход воздействия профриска или вредного производственного фактора. В этом случае может показаться, что применение профилактического визита не совсем логично, так как предотвратить травму уже не получилось. Тем не менее, с помощью профилактического визита можно более детально разобраться в причине НС и сделать правильные выводы. Практически провести расследование под лояльных надзором инспекции ГИТ.
Основной инструмент при предотвращении нарушений во время профилактического визита в организацию — информирование.
Во время него доводят сведения:
Подконтрольное лицо имеет право снизить категорию риска, если докажет, что для этого есть соответствующие основания. При этом есть ряд случаев, когда такая возможность ограничена. К ним относят следующие ситуации:
- за предыдущие 3 года в организации произошёл смертельный несчастный случай, связанный с производством;
- в предыдущем году произошел несчастный случай с тяжкими последствиями, связанный с производством;
- в организации имеются долги по зарплате;
- в предыдущем периоде в организации проводилось контрольно-надзорные мероприятие, в рамках которой контролируемое лицо было привлечено к ответственности.
Понижение группы риска чаще всего проводится по инициативе работодателя.
Контрольные визиты и осмотры
Наиболее применяемыми видами контрольных мероприятий являются инспекционный визит и рейдовый осмотр.
Он проводится по месту осуществления деятельности поднадзорного. Проводят его без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения инспекционного визита не может превышать 1 рабочий день, а его внеплановое проведение нужно согласовать с прокуратурой.
При его проведении могут осуществляться отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза и эксперимент. При этом отбор проб проводится только в случае невозможности оценить соблюдение обязательных требований другими методами. Максимальный срок проведения рейдового осмотра — 10 рабочих дней. Рейдовый осмотр могут проводить только после его согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, в совокупности государственная контрольно-надзорная деятельность действует с двух направлений: профилактики и контроля. Больший упор делается в сторону профилактики нарушений законодательства. Тем более, по статистике чаще всего применяется именно профилактический визит. Это говорит о том, что общая тенденция надзорной работы развивается в сторону предупреждения, а не моментального наказания
комментарий