Все организации обязаны обеспечивать безопасные условия труда для своих работников, вне зависимости от того, какая у вас штатная численность или финансовые возможности. Для малых и микропредприятий существуют законодательные послабления, благодаря которым упрощается процесс организации СУОТ. О том, как это работает и что делать, если вы решили заниматься охраной труда на микропредприятии своими силами, а не отдавать эти функции на аутсорсинг — читайте в экспертном разборе Дмитрия Порочкина.
РЕДАКЦИИ
Малые предприятия — особый вид организаций. К параметрам, определяющим его «малость», относятся среднесписочная численность сотрудников и размер годовой прибыли. Для малых предприятий они составляют 100 человек включительно и до 800 млн. рублей соответственно. При этом, из малых предприятий в отдельную категорию выделены микропредприятия. Для них среднесписочная численность работников не должна превышать 15 человек, а размер дохода — не более 120 млн. рублей в год. Эти показатели установлены законодательно — п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Нормативное регулирование: малые и микропредприятия
Микропредприятия ввиду своей «габаритности» ничем не отличаются от малых предприятий в плане функционирования системы охраны труда. Для них не существует исключений из общих положений раздела Х ТК РФ. Руководители микропредприятий подчиняются тем же постулатам, что и любой другой работодатель. Для примера рассмотрим статью 214, которая определяет основные обязанности работодателя в области охраны труда. Важно отметить, что она действует в полном объеме, даже если у руководителя микропредприятия только один подчиненный работник.
Если кратко, то в отношении него работодатель обязан:
Минимум документов по охране труда для предприятия
Истоком системы охраны труда в любой организации является комплект документов, который показывает действия работодателя в этом направлении. Без него доказать участие в обеспечении безопасных условий труда не представляется возможным. Малые и микропредприятия в этом вопросе не исключение.
Итак, минимально необходимый список документов по охране труда включает:
Вышеприведенный перечень документов должен быть на любом предприятии независимо от его «габаритов», вида деятельности и организационно-правовой формы. Данный перечень разрабатывается не сразу, а постепенно, то есть в процессе создания охраны труда на предприятии.
Алгоритм создания охраны труда на предприятии
Работодателю необходимо выбрать: кто будет заниматься работой по охране труда. Повторюсь, что организации с численностью до 50 человек не обязаны вводить в штат отдельную должность, но тогда охраной труда занимается либо сам руководитель, либо назначенный приказом совместитель. Также можно эти функции делегировать сторонней организации, то есть передать на аутсорсинг. Любой выбранный вариант должен фиксироваться локальным приказом работодателя.
Руководитель учреждения, ответственный за охрану труда, и руководители подразделений (при наличии) должны пройти обучение по охране труда (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464). Перечисленные лица обучаются на первоначальном этапе построения СУОТ. Важно, чтобы обучение было пройдено до начала приема на работу первого работника. Без обучения принимаемому работнику нельзя провести, как минимум вводный инструктаж. Без него работник не может быть допущен к самостоятельной работе.
Работодателю нужно «раскидать» обязанности по охране труда между должностными лицами. Важно отметить, что не только один специалист по охране труда участвует в построении системы. Его функции сводятся к организации выполнения мероприятий и контролю за их выполнением. Распределение подтверждается отдельным приказом или разделом Положение о системе управления охраной труда — СУОТ (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н). Второе вариант фиксации носит обязательный характер.
Работодателю необходимо разработать реестр НПА с требованиями охраны труда, в соответствии со спецификой предприятия. Реестр должен во время актуализироваться и быть в открытом доступе для всех работников (ст. 214 ТК РФ). Реестр может разработать ответственный за охрану труда. Руководителю остается его лишь утвердить. Это можно сделать приказом или визированием подписью на титульном листе Реестра.
Работодателю необходимо провести специальную оценку условий труда (СОУТ) и оценку профессиональных рисков (ОПР) на организованных рабочих местах (ст. 214 ТК РФ). После их проведения нужно по результатам составить и утвердить приказом:
- перечень работ, при проведении которых предъявляются повышенные требованиями безопасности;
- нормы выдачи СИЗ и смывающие средства, а также порядок их выдачи (ст. 221 ТК РФ) (при необходимости);
- перечень работников, которые направляются на предварительные и периодические медосмотров (ст. 220 ТК РФ) (при необходимости);
- перечень должностей и профессий с вредными и/или опасными условиями труда для обеспечения работников гарантиями и компенсациями;
- план мероприятий по улучшению условий труда.
Работодателю необходимо разработать и утвердить инструкции по охране труда. В основу их должны быть включены в том числе результаты СОУТ и ОПР. Инструкции по охране труда нужно утверждать с учетом мнения профкома (при наличии).
Работодателю нужно организовать работу по выполнению всех необходимых мероприятий. Все они фиксируются в документальном виде.
Упрощенная охрана труда на микропредприятии
Как видите, малые предприятия и микропредприятия мало чем отличаются от обычных, более крупных организаций. Тем не менее, есть ситуации, когда для малых и микропредприятий допускаются законодательные «послабления», например:
В завершение статьи рассмотрим более подробно особенности проведения СОУТ на микропредприятиях.
Проведение СОУТ самостоятельно доступно для руководителей микропредприятий без привлечения экспертной организации возможно только при соблюдении ряда условий:
Упрощенная СОУТ предусматривает заполнение проверочного листа по форме в Приказе № 699н. Ее проводят представители работодателя и работников.
Читайте еще одну статью: Бюджетирование или планирование расходов по охране труда
комментарий