Практика передачи охраны труда на аутсорсинг уже давно применяется как крупными, так и малыми российскими компаниями, которые в целях оптимизации работы и минимизации издержек обращаются к услугам сторонних организаций. В статье разбираемся, что такое аутсорсинг в охране труда и что служит правовым основанием для передачи функций по ОТ сторонней организации, какие есть преимущества и недостатки такого подхода, а также какие услуги лучше не передавать на аутсорсинг.
РЕДАКЦИИ
Что такое «аутсорсинг»
Аутсорсинг — это передача отдельных функций работодателя сторонним организациям, то есть юридическому или физическому лицу, которые по договору гражданско-правового характера (ГПХ) оказывают конкретные услуги, размер, сроки исполнения и стоимость которых обусловлены заключенным договором.
Аутсорсинг представляет собой один из эффективных инструментов в области управления предприятием в современных реалиях.
Охрана труда на аутсорсинге
Согласно статье 223 ТК РФ, при отсутствии у работодателя с численностью работников до 50 человек службы охраны труда, специалиста по охране труда, их функции может исполнять работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Обращаем внимание, что привлечь подобного специалиста можно только в том случае, если имеется аккредитация на оказание услуг по охране труда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.12.2021 №2334.
Зачем вообще привлекать сторонних специалистов
Привлекая специалиста по охране труда по договору аутсорсинга, работодатель может сконцентрироваться на решении других не менее важных задач, а охрану труда доверить специалистам и быть уверенным, что услуга будет оказана, даже если часть работников аутсорсинговой компании уйдет в отпуск или на больничный.
Идея передачи услуг на аутсорсинг пришла к нам в Запада. В основе модели лежит извлечение прибыли, то есть, например, для малого бизнеса аутсорсинг — простая экономия средств. Поскольку выстраивание эффективной и работающей модели управления охраной труда на предприятии — это сложный и энергозатратный процесс, с которым молодому специалисту или специалисту без опыта справиться будет непросто, аутсорсинг решает эти проблемы и позволяет взаимодействовать с опытными и практикующими специалистами, при этом экономя значимую часть внутренних ресурсов организации. Остановимся подробнее на преимуществах такого подхода.
Преимущества аутсорсинга по охране труда
Передача отдельных бизнес-процессов на аутсорсинг значительно упрощает функционирование предприятия, поскольку:
Недостатки аутсорсинга по охране труда
Конечно, привлечение специалиста значительно упрощает реализацию отдельных процедур системы управления охраной труда, однако на практике могут возникнуть и некоторые сложности:
- Зачастую привлеченный специалист работает дистанционно, то есть, удален от офиса и производственных участков, а значит, работодателю необходим тот, кто постоянно будет взаимодействовать со специалистом, распечатывать направленные документы, собирать подписи у работников, что не всегда удобно.
- Также удаленно достаточно сложно осуществлять одну из основных функций специалиста по охране труда — контрольную, когда необходимо выйти на объект (лично или комиссионно), обследовать рабочие места, условия и состояние охраны труда в целом.
- Ни для кого не секрет, что специалисты по аутсорсингу берут на обслуживание несколько организаций, в связи с чем качество оказываемых услуг может значительно снижаться, а сам специалист будет не всегда доступен в случае острой необходимости.
- Не будем забывать, что существует и риск столкнуться с недобросовестным исполнителем, когда в погоне за прибылью локальная нормативная документация скачивается из интернета, а не разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и специфики предприятия заказчика.
- Последнее, но не менее важное — конфиденциальность. Для исполнения условий договора привлеченный специалист должен иметь доступ к большому количеству персональных данных работников заказчика, соответственно, риск разглашения этой информации тоже есть, поэтому будьте внимательны при заключении договора об оказании услуг и включите в него соответствующие пункты о неразглашении.
Какие вопросы может закрыть привлеченный специалист:
Какие обязанности нельзя передать привлеченному извне специалисту?
Привлеченный специалист по охране труда (как и штатный) не сможет проводить инструктажи по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), так как данное право имеет только непосредственный руководитель работника (п.22 Порядка обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464).
Также, несмотря на привлечение специалиста, руководителю самого предприятия в любом случае необходимо пройти обучение по охране труда и проверке знания требований охраны труда:
- Согласно п.44 Порядка, работодатель (руководитель организации), руководители филиалов организации, председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, проходят обучение требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
- Согласно п.53 Порядка, работодатель (руководитель организации) должен быть обучен по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов.
Как выбрать аутсорсинговую компанию
Чтобы услуга была оказана в полном соответствии с потребностями заказчика, необходимо разобраться с несколькими вопросами:
Читайте еще одну статью: Безопасный офис: как обеспечить охрану труда офисных работников
комментарий