Author Photo
Дарья Воротникова

Автор «Проводника»

Группа депутатов и сенатор внесла в Государственную Думу законопроект, предусматривающий запрет употребления алкогольных напитков на борту самолетов, судов и поездов дальнего следования.  

Кроме того, проект предлагает удвоить размер штрафов за курение и распитие алкоголя в общественных местах, включая транспорт. Авторы законопроекта считают, что такие меры способствуют снижению количества правонарушений. 

Однако эксперты выражают обеспокоенность тем, что предлагаемые изменения создадут существенные неудобства для законопослушных пассажиров.

Законодательные инициативы по ужесточению мер ответственности за нарушения общественного порядка на транспорте

Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в течение последних 3 лет на железнодорожном, воздушном и водном транспорте было зафиксировано свыше 500 тысяч нарушений запрета курения, около 280 тысяч случаев распития алкогольных напитков и 160 тысяч случаев появления в состоянии опьянения. Авторы законопроекта отмечают, что подобные правонарушения могут привести как к конфликтам с членами экипажа и другими пассажирами, так и к более тяжким преступлениям, подлежащим уголовной ответственности.

В настоящее время распитие алкоголя запрещено на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, а также на остановочных пунктах, вокзалах и в аэропортах. Парламентарии предлагают дополнить этот список воздушными судами, поездами дальнего следования и судами дальнего плавания. В перечень вокзалов также планируется включить речные и морские порты. На всех указанных транспортных объектах курение уже запрещено.

Представители железнодорожной отрасли отмечают, что в поездах дальнего следования инциденты с пьяными пассажирами происходят регулярно. Ежегодно регистрируется более 10 тысяч нарушений общественного порядка, связанных с употреблением алкоголя. Сотрудники РЖД сталкиваются с подобными проблемами, особенно на дальних маршрутах.

В случае неадекватного поведения пассажира проводники вызывают полицию на ближайшей станции, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении нарушителя: провести профилактическую беседу, выписать штраф или удалить с поезда. За хулиганские действия или угрозу безопасности окружающих нарушитель может быть арестован на 15 суток. Однако чаще всего дело ограничивается штрафом в размере от 500 до 1000 рублей за мелкое хулиганство или от 500 до 1500 рублей за появление в общественном месте в состоянии опьянения.

Авторы законопроекта считают, что существующие меры ответственности недостаточно эффективны. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают увеличение штрафов за указанные правонарушения с 500-1 500 рублей до 1 000-3 000 рублей, а за употребление наркотических веществ — с 4000-5000 рублей до 5 000-10 000 рублей. Повторные правонарушения будут караться штрафами от 4 000 до 5 000 рублей и от 10 000 до 20 000 рублей соответственно.

Законопроект получил положительный отзыв правительства при условии внесения некоторых редакционных изменений, касающихся юридической формулировки.

Решить решили, но сработает ли?

Экспертное сообщество высказывает концептуальные возражения в отношении предлагаемых изменений. Руководитель портала «Авиация России‎»‎ Андрей Величко полагает, что полный запрет алкоголя на борту воздушного судна не решит проблему авиадебоширства, поскольку алкоголь является лишь катализатором, а истинная причина кроется в моральных принципах пассажира. Он отмечает, что умеренное потребление вина в ходе длительного перелета может способствовать релаксации и считает полный запрет алкоголя необоснованным, предлагая вместо этого ограничить продажу крепких напитков и принесенного с собой алкоголя.

Эксперт, признавая положительный аспект законопроекта в повышении безопасности и комфорта пассажиров, обращает внимание на возможные негативные экономические последствия. Запрет может повлиять на доходы компаний, реализующих алкогольную продукцию на борту, особенно на дальних маршрутах, где бар является неотъемлемой частью обслуживания. По его мнению, для некоторых пассажиров такой запрет может показаться чрезмерным, если потребление алкоголя не создает дискомфорта для окружающих. На круизных лайнерах и в вагонах класса «Люкс» подобный запрет может быть воспринят как понижение уровня обслуживания.

Автоюрист Екатерина Соловьева, эксперт направления «‎Народный фронт. Аналитика»‎, придерживается мнения о необходимости более взвешенного и адресного применения таких мер, учитывая различную специфику и продолжительность путешествий на поездах и самолетах.

Источник: RG.RU