Плохие коммуникации снижают эффективность бизнеса и приносят реальные финансовые потери, размер которых может достигать 8,7 триллиона рублей в год. Такие данные представила группа исследователей бизнес-коммуникаций из Центра коммуникаций и цифровых решений Московской школы управления «Сколково».
Результаты исследования
В онлайн-опросе центра и издания «Большие идеи» приняли участие более 400 представителей российских компаний из различных отраслей экономики. Для оценки качества коммуникаций внутри организаций исследователи выделили восемь драйверов, с которыми менеджменту нужно работать на уровне управленческих решений. К ним относятся цифровая и технологическая зрелость компании, качество менеджмента и культура лидерства, размер компании, ее оргструктура и количество управленческих уровней, форма организации, корпоративная культура и традиции компании, наличие выстроенных и описанных бизнес-процессов, культурное и поколенческое разнообразие коллектива.
Объем рабочих коммуникаций за последние три года существенно вырос, отмечают 2/3 опрошенных. Хотя взаимодействие в командах улучшилось, а обмен информацией стал более быстрым, качество коммуникаций остается неудовлетворительным: и руководители, и сотрудники оценивают их «на троечку» по пятибалльной шкале.
Половина опрошенных сотрудников отметили, что тратят 2 часа в день на лишние коммуникации, а 25% опрошенных считают, что у них на это уходит до 5 часов в день. Руководители заявляют, что на ненужные коммуникации (разговоры, переписку, совещания, звонки) с подчиненными они тратят до 50 часов своего рабочего времени в месяц. Кроме того, четверть респондентов считают, что в их компаниях встречи и совещания собираются по малозначимым поводам.
Последствия плохих коммуникаций для бизнеса
«Де-факто некачественные коммуникации сопряжены с сопутствующим экономическим ущербом от незаключенных сделок, сорванных переговоров и других значимых факторов — это подводная часть айсберга. Экстраполяция международных оценок потерь от плохих коммуникаций относительно ВВП позволяет предполагать, что ежегодные потери российского бизнеса от сломанных коммуникаций могут составлять от 7,8 триллиона рублей до 8,7 триллиона рублей», — говорится в исследовании.
Руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый Труд» Мария Коледа считает, что такие данные подчеркивают необходимость пересмотра подходов к организации работы и взаимодействию внутри команд. Нехватка ясности в коммуникации может создавать дополнительные трудности, когда сотрудники не понимают, что от них ожидается, и как их работа вписывается в общие цели компании. А руководители — не могут понятным, простым языком поставить задачи и ввести адекватные KPI и дедлайны.
Неэффективное взаимодействие имеет серьезные психологические последствия. Когда сотрудники не видят общей цели, не понимают своего места в ней и поставленных задач, это может привести к чувству изоляции и недовольства своей работой. Такое состояние работников напрямую влияет на их продуктивность и качество выполнения задач. Когда работники, которые чувствуют себя частью команды и понимают свою роль в достижении общих целей, более мотивированы и вовлечены в процесс. Напротив — отсутствие ясности и поддержки может вызвать стресс, выгорание и даже депрессию. Эти факторы могут привести к высокой текучести кадров, неэффективному использованию рабочего времени, что негативно сказывается на конкурентоспособности компании.
Источник: Российская газета
комментарий