Розничная торговля испытывает нехватку кадров. Наиболее востребованные специалисты — продавцы. С начала 2024 года в этой сфере открыто более миллиона вакансий, согласно исследованию hh.ru и ПЭК. На три предложения о работе приходится одно резюме.
Сколько сотрудников требуется в сферу ритейла
Продуктовым магазинам требуется около 10 тысяч сотрудников, особенно в Москве и Московской области. Дефицит водителей приводит к простою 10 % коммерческого транспорта, сообщают источники «Ъ FM». Наиболее востребованы продавцы-консультанты, кассиры и упаковщики, на них приходится более половины вакансий. Однако найти сотрудников становится сложнее: раньше это занимало две недели, теперь — месяц.
Многие водители перешли на контрактную службу, мигранты уехали в другие страны с более высокой зарплатой, а промышленный сектор активно забирает персонал у ритейла, отмечает партнёр аналитической компании Data Insight Фёдор Вирин: «Сотрудники торговых залов конкурируют с производствами, которые активно развиваются в России».
Зарплаты в сфере ритейла растут
Зарплаты низкоквалифицированных сотрудников выросли на 22 % по сравнению с прошлым годом. Например, рабочий на заводе по производству колбас в Подмосковье получает 115 тысяч рублей «чистыми» без опыта, а средний оклад продавца-консультанта в Москве составляет 60 тысяч рублей. Опыт работы от одного до трёх лет гарантирует 80 тысяч рублей в месяц без учёта налогов.
Однако повышение зарплат ограничено, и средний оклад в торговле по России составляет почти 50 тысяч рублей, объясняет председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: «Компании не могут значительно повысить оклады, что приводит к гонке зарплат и возможному росту цен».
К чему приводит экономия на кадрах
Экономия на кадрах путём совмещения обязанностей приводит к пустым торговым залам и замедлению развития сетей, подчёркивает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Ошибки в работе с персоналом недопустимы в условиях высокой конкуренции. Если вовремя не закрыть вакансии, возникают проблемы с доставкой товаров и недовольство покупателей».
Ритейлеры активно внедряют автоматизацию, увеличивают количество касс самообслуживания и развивают онлайн-доставку. В 2023 году покупатели сделали 607 миллионов заказов продуктов питания, согласно исследованию IBC Real Estate.
Источник: «Коммерсантъ»
комментарий