Author Photo
Медиа «Проводник»

Редакция онлайн-журнала

За последние два года российские компании не раз жаловались на дефицит различных специалистов. Правительство, в свою очередь, пытаясь улучшить ситуацию, инвестирует в кадровое прогнозирование и более эффективное регулирование распределения рабочей силы по отраслям. В интервью «Коммерсанту» гендиректор Superjob Алексей Захаров заявил, что рынок труда в России «разбалансирован», в первую очередь — из-за «сомнительного государственного регулирования».

«У нас дефицит в 500 тыс. учителей. Зато пицца приезжает за 15 минут»

По его словам, «опережающими темпами» развивается сфера услуг, «перетягивая в себя всё больше и больше людей из реального сектора». Связано это с отдельным налоговым регулированием, которое делает возможным работодателям из сферы услуг платить за неквалифицированную занятость больше, чем может платить реальный сектор за квалифицированную.

«Не может в нормально сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь… А у нас может. Не может курьер получать в три-пять раз больше, чем учитель начальных классов… А у нас может», — заявил Алексей Захаров, глава Superjob

Как изменится рынок — никто не знает

Как изменится рынок — никто не знает, говорит эксперт. Но если в ближайшее время не поменяется государственное регулирование, «мы так и будем говорить о кадровом голоде».
Это хорошая новость для всех трудящихся: работу будет находить или менять всё проще и быстрее, зарплаты будут расти, а работать можно будет меньше. И плохая для всех работодателей: поиск и удержание людей будут обходиться все дороже и дороже. За меньшую производительность труда придется платить больше», — отметил эксперт Алексей Захаров.

«Опережающими темпами у нас развивается сфера услуг, перетягивая в себя все больше и больше людей из реального сектора. Связано это с отдельным налоговым регулированием, которое делает возможным работодателям из сферы услуг платить за неквалифицированную занятость больше, чем может платить реальный сектор за квалифицированную. Не может в нормально сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь… А у нас может. Не может курьер получать в три-пять раз больше, чем учитель начальных классов… А у нас может. Псевдосамозанятых у нас уже 12 млн (плюс 2 млн только за последний год)», — говорит эксперт.

По его мнению, людей нужно перераспределить по секторам экономики. Также нужно поменять налоговое законодательство и «закрыть тему самозанятости». Сейчас налоговые выгоды в сфере услуг при найме самозанятых — примерно 3 трлн рублей в год, возможно больше. Основная часть этих денег уходит в доход людям, занятым в сфере услуг. И это позволяет работодателям в сфере услуг сильно конкурировать по зарплатам с реальным сектором.

Традиционные миграционные потоки просто исчерпаны

Также эксперт высказался о вопросах трудовой миграции:

«Не думаю, что строгость регулирования и дефицит рабочей силы как-то связаны. Это вещи перпендикулярные. Традиционные миграционные потоки просто исчерпаны. Все, кто хотел приехать, уже приехали. Новых в таком же количестве просто не существует. Порядок наводить в миграционных процессах, безусловно, нужно. И хорошо, что мы наконец-то этим вопросом занялись. Но опять же. Сегодня значительная часть мигрантов, приезжая сюда, тоже попадает в сферу услуг, где платят больше, а работать нужно меньше, чем на стройке.

Реальная политика такова, что мы и дальше будем принимать мигрантов. И чем больше, тем лучше… Я всегда был противником массового привлечения неквалифицированных мигрантов в огромных количествах. Но что произошло, то произошло. Представители власти говорят о том, что мы будем принимать мигрантов в больших количествах и дальше, но почему-то не говорят о том, что мы принимаем их не только для работы, но и для того, чтобы раздать им российское гражданство. Миллионы мигрантов получили гражданство уже. Миллионы получат. Гражданство раздается просто. И совершенно сознательно. Боремся за количество, а не качество. «Ужесточение», а точнее, просто хоть какой-то контроль и учет происходящего, никак не меняет целей миграционной политики».

Источник: Коммерсант