В рамках реализации отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022–2030 годы» от 10 октября 2022 года № 11 795П-п11 одним из направлений является использование вторичных ресурсов в дорожном строительстве.
Опыт использования вторичных ресурсов при дорожном строительстве
В 2023 году при строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, в 26 субъектах Российской Федерации было использовано 879 393,52 м³ переработанного асфальтобетона (RAP), 12 тонн золошлаковой смеси, 91,79 тонны резиновой крошки, 4 м³ почвогрунта и 4 026,55 тонны вторичного щебня.
Наибольшее количество вторичных ресурсов было использовано при строительстве и реконструкции автомобильных дорог в Астраханской области, Пермском крае, Саратовской области, Рязанской области и Нижегородской области.
Для чего используют вторсырье при строительстве дорог
В период с 2021 по 2023 год при строительстве и реконструкции трёх федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Государственной компании «Автодор», было использовано более 5 703 тысяч тонн вторичных ресурсов, включая:на федеральной автомобильной дороге М-12 «Восток»:
- 5 469,1 тысячи тонн шлаков чёрной металлургии (доменных и конверторных) для несущих слоёв основания дорожной одежды, 71,7 тысячи тонн асфальтогранулята для укрепления обочин и 40 м³ компоста (почвогрунта) для испытаний качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов для обеспечения устойчивости откосов и предотвращения сползания грунта, в том числе для эффективности озеленения и самовосстановления травяного покрытия в случае повреждения;
- на федеральной автомобильной дороге М-3 «Украина»: Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной на участках Км365+050 — Км389+000, Км372+000 — Км389+000: 62,248 тысячи м² асфальтогранулята для укрепления обочин;
- на федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон»: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск: 75,284 тысячи тонн асфальтогранулята для укрепления обочин.
Использование асфальтогранулята позволяет исключить доставку природных материалов для устройства обочин. Обочина, укреплённая асфальтогранулятом, более устойчива к размывам и разрушениям, чем при использовании природных материалов.
Применение шлаков чёрной металлургии (доменных и конверторных) обеспечивает необходимый модуль упругости, повышенную однородность и более низкую стоимость по сравнению с природными материалами. Толщина слоёв основания на шлаках чёрной металлургии может быть на 10% меньше по сравнению с природными каменными материалами.
Испытания качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов показали эффективность озеленения, отсутствие эрозионных процессов и сползания грунта.
Объём применения вторичных ресурсов в дорожной отрасли зависит от конкретных технических решений, которые, в свою очередь, ограничены стоимостными и климатическими факторами, и может быть определён только на основе опыта проектирования конкретных объектов дорожного строительства.
Источник: РЭО
комментарий