Глава РЖД Олег Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать предложение об отмене квот для угольщиков на вывоз топлива в восточном направлении. По словам Белозерова, сохранение этих квот может привести к потере 25 миллиардов рублей доходов РЖД в 2025 году.
Ситуация с перевозками угля
В 2020 году была введена система квотирования для угольных компаний на вывоз топлива в восточном направлении из-за ограниченной пропускной способности железной дороги. 50% квот распределяются между компаниями пропорционально объёмам заявок на экспорт, а остальные 50% делятся между компаниями Кузбасса пропорционально доле их отгрузки в порты Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
В 2024 году РЖД заключили соглашения с угольными регионами (Кузбасс, Якутия, Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува) о транспортировке 100 миллионов тонн угля в восточном направлении.
Требования РЖД
В настоящее время перевозки в восточном направлении составляют более 30% доходов РЖД. При этом около 60% пропускной способности Восточного полигона занято перевозками угля. Доходность перевозок других грузов в 1,8 раза выше, чем доходность перевозок угля. При сохранении квот РЖД рискуют не вывезти на восток порядка 15 миллиардов тонн высокодоходных грузов, это ограничит возможность привлечения финансовых ресурсов в размере около 112,5 миллиардов рублей.
РЖД предлагает отменить соглашения с угольщиками о вывозе топлива в восточном направлении, чтобы:
- увеличить доходы компании за счет перевозки более прибыльных грузов;
- освободить пропускную способность для других видов грузов.
Последствия решения
Отмена квот на вывоз угля в восточном направлении может привести к серьезным последствиям для угольной отрасли, особенно для регионов, не входящих в состав Кузбасса (соглашения с Кемеровской областью предлагают сохранить).
Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува рискуют не вывезти 19 млн тонн угля в 2025 году, что может привести к сокращению добычи в этих регионах. Также отмена квот может вызвать социальную напряженность в угольных регионах из-за сокращения рабочих мест и снижения экономической активности. Согласно прогнозам 30 тысяч сотрудников могут остаться без работы.
Эксперты подчеркивают необходимость поиска альтернативных решений, которые позволят сбалансировать интересы РЖД, угольной отрасли и потребителей.
Возможные экономические меры:
- отмена экспортной пошлины на уголь;
- возврат понижающих коэффициентов для угольной продукции;
- дополнительная скидка к тарифу РЖД;
- снижение ставок аренды полувагонов;
- субсидии из бюджета;
- перенаправление потоков.
Путин поручил проработать предложение РЖД вице-премьеру Виталию Савельеву, заместителю главы администрации президента Максиму Орешкину и министру энергетики Сергею Цивилеву.
Источник: РБК
комментарий