В последние годы российские компании стали больше инвестировать в корпоративное обучение, пытаясь преодолеть сложности с привлечением и удержанием сотрудников.
Результаты исследования НИУ ВШЭ
Согласно исследованию Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в 2024 году средний годовой бюджет корпоративного университета вырос до 557 миллионов рублей, что составляет 1,3% от фонда оплаты труда (ФОТ). Ожидается, что эта тенденция продолжится на фоне дефицита квалифицированных кадров на рынке труда.
В исследовании, проведённом Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ, отмечается, что в 2024 году средний годовой бюджет корпоративного университета увеличился до 557 миллионов рублей, что на 37% больше, чем в 2022 году. При этом показатель вырос и в относительном выражении: если в 2022 году бюджет корпоративного учебного центра составлял 1,19% от ФОТ компании, то к 2024 году он увеличился до 1,3%.
Параллельно с ростом затрат выросло и количество учебных часов: если в 2023 году на одного учащегося корпоративного университета приходилось в среднем 37 часов, то в 2024 году этот показатель увеличился до 40. В то же время за последний год аудитория корпоративных университетов сократилась на треть — до 75,8 тысяч человек.
На какое обучение тратятся руководители
В большинстве организаций «внутренний круг» состоит из специалистов, менеджеров и руководителей, а «внешний круг» представлен партнёрами, школьниками, студентами и представителями компаний из той же отрасли.
Большая часть программ российских корпоративных университетов направлена на развитие профессиональных навыков (57% от общего числа).
Доля программ, направленных на развитие социальных навыков, составляет 31%, а на улучшение цифровых компетенций — 12%. В перспективе, как отмечают в пресс-службе компании Эн+, всё больше внимания будет уделяться развитию гибких навыков (soft skills).
«Это связано с быстрым развитием технологий и автоматизацией многих процессов. Soft skills включают в себя такие качества, как лидерство, эмоциональный интеллект, креативность, умение работать в команде и коммуникационные способности», — говорят в компании.
С точки зрения технологий обучения ключевым трендом является развитие искусственного интеллекта и поиск возможностей его применения, считает заместитель генерального директора СберУниверситета Александр Шаталов.
«Искусственный интеллект используется для оптимизации процессов и создания нового опыта обучения, когда часть функций преподавателя выполняет искусственный интеллект. Например, он помогает лучше понять человека и может предоставлять рекомендации, создавать контент и проверять работы», — говорит он.
Однако дальнейшему развитию корпоративных университетов может помешать нехватка кадров.
Спрос на специалистов в этой области превышает предложение, говорит директор департамента по управлению талантами и развитию персонала МТС Ольга Митрофанова.
«Особенно остро ощущается нехватка специалистов среднего уровня. Среди менее очевидных причин дефицита кадров можно отметить активный переход подходящих кандидатов на другие смежные роли в сфере управления персоналом, например, на позицию HR бизнес-партнёра», — говорит она.
Как и в любой другой отрасли, в сфере образования существует определённый дефицит кадров, соглашается Александр Шаталов.
«У СберУниверситета традиционно есть три источника кадров: другие корпоративные университеты, высшие учебные заведения и бизнес-школы, а также сам «Сбер»», — говорит эксперт.
Начальник управления по развитию талантов «Северстали» Елена Самойлова уточняет, что сотрудники самой компании могут становиться преподавателями корпоративных учебных программ, и многие компании активно развивают такие проекты.
Источник: Коммерсантъ
комментарий